Основная информация
Перге Аксу находится в 12 км. на востоке от Антальи, на берегу реки Аксу-Кестрос.
Название города происходит от этрусского/лувийского «Парга» – «высокий».
Математик из Перге, Аполлонис высчитал площадь эллипса. Считается что Перге в Хеттский период входил в состав Аххиявского государства.
Первоначально город располагался на юго-восточном склоне акрополя население его после Троянской войны увеличилось и город протянулся на равнине.
С завоеванием его в 330 г до н.э. Александром Македонским, персидское владычество закончилось. После беспорядков имевших место в 1 в.до н.э. храмы города входившего в Римскую империю были превращены в христианские церкви – храм покровительницы города Артемиды – в храм Богородицы, так как Артемида отождествлялась с Марией, а храм брата Артемиды Аполлона – в храм Иисуса, Аполлон же с Иисусом.
В первые периоды христианства город был центром мессионерства, в период Пакс Романа были воздвигнуты новые городские стены. В 7 в н.э. город подвергался арабским нашествиям и ограблениям.
Из-за наноса ила в реку Аксы город потеряв связь с морем утратил возможность заниматься морской торговлей и жители постепенно покидали его, переселяясь в другие места.
Первым, что встречается при входе в город, это театр предположительно построенный во 2 в.н.э. Театр на 15 000 зрителей, с 43 балюстрадами, посередине разделен на две части диазомой. На конце самой верхней балюстрады размещена галерея для обеспечения акустики.
Присутствие защитной стены между зрительным залом и оркестром, указывает на то, что в поздний Римский период театр использовался в качестве арены.
Сцена состоит из двух этажей и украшена мраморными рельефами и выпуклыми изображениями со сценами из мифологической жизни бога вина и развлечений Бахуса. Самыми яркими являются фрески с изображением бога реки Кестра, стоящей богини судьбы Фортуны и трех женщин из Перге омывающих младенца.
Полукруглый стадион на 25 000 зрителей размером 34х234 метра, построенный на 50 кольцах, имеет 17 балюстрад, расположенный напротив театра, также относится к римскому периоду.
В наружной части колец размещались лавки, где в большинстве своем продавались, согласно найденных надписей, деревянные статуэтки богини Артемиды.
На северной стороне стадиона, находятся две 10 метровые сторожевые башни объединенные с городскими воротами и облицованные мрамором, относящиеся к позднему римсому периоду. Стены за воротами также отделаны мрамором в них имеется 4 нишы с арками, где предположительно размещались фигуры богов.
Из этих ворот можно попасть на площадь Септимус Севрус длиной 70м. В правой части площади виднеются развалины протокольной ложи. Слева имеются обломки монументального источника. 15 метровый фронтон источника отделанного мрамором имеет рельефные изображения богини Артемиды, Афродиты и нимф.
Пройдя немного дальше попадаете в Палестру, который входит в комплекс римских бань, имеющих залы для гимнастики и борьбы полы которых покрыты цветной мозаикой.
Напротив имеются маленькие комнаты для переодевания с нишами, рядом – комната холодного воздуха (Фригадариум) с бассейном холодной воды глубиной 1м, комната теплого воздуха (Тепидариум), одновременно использовавшийся как отделение для отдыха, отсюда можно попасть в отделение горячего воздуха(Калдариум) пол которого покрыт мрамором, оно согревалось системой подогревания полов - Хипокауст, изобретенной римлянами. В углах комнаты можно видеть остатки кирпичных колонн, по которым шел горячий воздух.
Из этого отделения через узкую мраморную дверь попадаете в паровое отделение(Судаториум), имеющее пять квадратных мраморных ванн. В римский период культура бань была сильно развита и представители знати практически каждый день собирались в банях где проводили там большую часть дня, обсуждая важные государственные и торговые вопросы, принимались решения. Женщинам входить в бани запрещалось, все услуги предоставлялись мужчинами-рабами.
Если идти прямо от площади Септимус Северус к Акрополю, то выходишь к городским Эллиниским воротам защищенных двумя круглыми башнями, за которыми находится маленькая протокольная площадь в виде лошадиной подковы. Считается, что в башнях были расположены деревянные комнаты отдыха для сторожевых.
На внутренней стороне городских стен имелись ниши в которых были установлены фигурки богов Артемиды, Аполлона и римских императоров.
На конце площади на пьедестале в форме трех арок была установлена статуя самой богатой монахини города Плангии Магны. Отсюда попадаете на улицу с колоннами, на задней стороне имеется дорога Стоа/Тая шириной 4 м, а за ней лавки. Самыми значительными колоннами являются четыре мраморные колонны высотой 7м, с коринфскими капительами и рельефными изображениями Аполлона, Артемиды, героя Калхаса, Фортуны.
На конце улицы с колоннами имеется 21 метровый Акрополь Нимфеум/монументальный источник. Водоемы различных размеров были построены в византийский период. Считается, что знаменитый храм Артемиды Пергии находился здесь.
В южном направлении от улицы с колоннами рядом с эллинскими воротами находится Агора. Пешеходная дорога Агоры окружена двойным рядом колонн с коринфскими капительами, украшена цветной мозаикой с геометрическим мотивом.
За пешеходной улицей находились смежные друг с другом лавочки. Символ каждого магазина был изображен над входом на мраморном рельефе.
В центре площади Агоры имеется круглое сооружение, которое предположительно являлось центром водоснабжения. Площадь Агоры в античный период служила для жителей города, рабов и другого люда местом встреч, проведения свободного времени, различных парных игр, торгово-политических диспутов и других общественных мероприятий. На юге площади Агоры можно видеть остатки городской канализации.